Ментальное здоровье
February 13, 2022

Эмоциональный интеллект как основа Mental Health Brand.

Обучение эмоциональному интеллекту.

Один из важных аспектов в понимании подхода к обучению эмоциональному интеллекту - это особенности строения нашего мозга, без учета которых нужного эффекта в овладении навыками эмоционального интеллекта не добиться.

Большинство методов и программ обучения в компаниях осуществляются через неокортекс головного мозга, отвечающий за аналитические и технические способности, усваивающий понятия и логику. И такой подход к обучению может привести даже к негативному воздействию на производственные показатели сотрудников.

Эмоциональный же интеллект в основном рождается в нейротрансмиттерах лимбической системы мозга, которая управляет нашими чувствами, импульсами и побуждениями. И лучше всего воздействовать на эту систему через мотивацию, обширную практику и обратную связь.

Коучинговый подход как нельзя лучше подходит для обучения навыкам эмоционального интеллекта в организациях, т.к. признает первостепенным наличие мотивации - искреннего желания к изменениям. И использует метод обучения по кейсам, имеющий циклический характер, стимулирование к обширной практике получения новых навыков, затем получение и обработка обратной связи по осуществленной практике, затем цикл повторяется.

В отличии от технических навыков, усвоение навыков эмоционального интеллекта требует намного больше времени и усилий. Необходима достаточная гибкость мышления и сознания для работы над этими навыками, принятие необходимости изменений. В то же время сама эта работа, направленная на овладение навыками, является отличным инструментом развития гибкости нашего мышления, необходимым условием избавления от устаревших привычек и усвоения новых моделей поведения.

Так же коучинговый подход отражает еще один важный аспект в обучении эмоциональному интеллекту, впрочем, он является современной тенденцией и в обучении другим направлениям корпоративной серды - это индивидуальный подход. Он отражает потребности бизнеса в эффективности и снижении затрат на процессы обучения. Тем самым создавая возможность сделать процесс обучения и повышения квалификации специалиста беспрерывным, управляемым и гибким.

Влияние эмоционального интеллекта на эффективность обучения.

Пять составляющих эмоционального интеллекта:

  • Самосознание - способность понимать свои сильные и слабые стороны, ценности и мотивы. Другими словами - как, куда и зачем.
  • Самоконтроль - способность контролировать или направлять в плодотворное русло разрушительные импульсы и эмоции.
  • Мотивация - желание работать ради самого процесса.
  • Эмпатия - способность понимать эмоциональное состояние других людей.

Согласно классификации Дэниела Гоулмана, приведенной в статье "С чего начинается лидер", есть еще один пункт - социальные навыки - умение налаживать и управлять отношениями с другими людьми. Однако по нашему мнению развитость этого навыка является суммой всех предыдущих навыков и показателем развитости этих навыков. Т.е. больше естественным следствием и их продолжением.

Ведь если вы способны понимать себя, понимать других, и обладаете желанием развиваться и эффективно работать, это неминуемо будет притягивать к вам большое количество людей и менять взаимоотношения с ними так же в продуктивном и гармоничном русле. Такой человек вызывает взаимную симпатию, и повышает вероятность достижения сверхрезультатов во взаимной работе.

А общность таких людей в организованном коллективе со временем организует экологичные отношения внутри себя, и транслирует эти отношения за пределы своей общности, что в свою очередь, приводит к феноменальным результатам уже всей организации в целом.

Самосознание.

Этот фактор является основополагающим, т.к. заключен в самой личности и на него опирается. Одним из критериев самосознания является искренность. Каким же образом это влияет на жизнь человека и его работу?

  • В первую очередь - решения людей, обладающих развитым самосознанием, согласуется с их ценностями, а значит работа для них зачастую является источником энергии.
  • Во вторых, они искренне стремятся услышать конструктивную критику, что является необходимым условием для эффективного обучения и развития.
  • В третьих, коллеги и подчиненные относятся к таким людям с неподдельным восторгом и уважением, позволяя внедрять инновации успешнее, да и любые другие решения тоже.
  • В четвертых, искренность позволяет лидеру принимать единолично трудные решения, которые требуют непредвзятой оценки.

Самоконтроль.

Люди, обладающие самоконтролем, способны управлять своими чувствами и эмоциональными порывами, поступающие рационально. Это одно из ключевых качеств, способствующих процессам обучения и развития, позволяющее выслушивать и воспринимать ту самую обратную связь и рационально ее анализировать. Ведь порой она поступает и в форме открытой критики.

Такое качество способствует честности, созданию атмосферы доверия и справедливости, умению держаться в постоянно изменяющихся условиях деловой среды с достоинством и холодной головой. Такой коллектив неминуемо будет привлекать в свои ряды лучших специалистов, желающих творить будущее, а не заниматься корпоративными интригами. Что, в свою очередь, повышает производительность труда и концентрацию талантов.

Мотивация.

Первичный признак - страсть к работе, обучению и постоянному повышению планки достижений. Это внутренний генератор энергии, который заражает и всех вокруг этой неуемной тягой к новым высотам. Такой подход, организованный людьми в компании, формируют приверженность к ней, к тому месту, которое дает возможности для самореализации. Побуждает окружающих соответствовать этой планке и учиться повышать ее самому. Это приводит к сплочению коллектива и всей организации вокруг идеи эффективности за счет коллективной работы, организуя экологичные отношения внутри нее.

Эмпатия.

Это не слащавая чепуха, вроде вопроса "как у тебя дела?", умение сопереживать - не значит относиться к эмоциям других людей как к своим собственным и пытаться всем угодить. Для руководителя сопереживание означает способность относиться заботливо и внимательно к чувствам сотрудников - так же как и к остальным факторам, от которых зависит эффективность труда. Для того чтобы уметь принимать умные и взвешенные решения.

Современные тенденции, признающие возрастающую роль командной работы, умение сплочать коллектив и понимать эмоциональное состояние группы, ставят во главу необходимость овладевания навыками эмпатии людьми на всех уровнях управления.

Также в понимании важности коучингового подхода в обучении играет важную роль определенный характер отношений. Специалисты-коучи проникают в мысли своих подопечных, чувствуют, когда и как дать полезный совет. Они знают, когда следует настоять на росте производительности труда, а когда от этого лучше воздержаться.

Вместо вывода.

Эмоциональный интеллект бизнес-единицы является основой для развития экологичных отношений в коллективе, результатом которого является слаженная работа всех звеньев организации, стимулирующая развитие и инновации, а также снижение текучести кадров и приток новых талантов, способных вывести компанию на новые рубежи.

Все это составляет систему заботы о ментальном здоровье сотрудников и основу для реализации концепции Mental Health Brand.